«Воспитательные» эффекты сервисного обучения

В данном посте я хотел коснуться двух, непосредственно не связанных друг с другом тем: «воспитательных» эффектов и вовлечения в проекты сервисного обучения (СО). Обе – в продолжение разговора об образовательных целях формата. Получение желаемых учебных и воспитательных эффектов предполагает не просто ориентированное на определённый стандарт организационное и методическое обеспечение и сопровождение учебного процесса и работы в проекте, но и структур мотивации и вовлечения, среди которых не только механизмы признания активистов (не только за весомые результаты) и аккредитации достижений, но и «дифференцированный» подход к формам организации учебного процесса.

Воспитание и гражданская позиция

В образовательных стандартах и учебных программах (независимо от «поколения») можно найти слова о том, что воспитание и формирование ценностных ориентаций молодого поколения является неотъемлемой частью образования, в целом, и учебно-воспитательной работы, в частности.

Учебные / образовательные учреждения, в силу своей «социальности», глупо с этим спорить, оказывают некое воспитательное воздействия на учащихся. Однако насколько оно является желательным или действенным с точки зрения социума - вопрос открытый. Воспитательные же цели-задачи в рамках учебных предметов, по моему глубокому убеждению, остаются по большей части декларацией. Ибо современный учитель (даже самый харизматичный) мало что может противопоставить влиянию «молодежной культуры», сверстников и современных массовых медиа (+ Интернет). Исключение, думаю, счастливое составляют те школы, где воспитательное работа считается делом всей школы, т.е. администраторов и педагогического коллектива, кто сообща может продумывать формы воспитательной работы и притворять эти идеи в жизнь.

Воспитательный эффект СО

Так, общеобразовательная и «высшая» школа вносят свой вклад в формирование ценностей и культуры участия в «политической» жизни, создавая и развивая в рамках «внеучебки» системы школьного и студенческого самоуправления, однако оставляют открытым вопрос о формировании активной гражданской позиции в социальной сфере.

В этом отношении СО, на мой взгляд, обладает немалым потенциалом: опыт успешной реализации социальных проектов может способствовать формированию позитивного отношения и пониманию ценности деятельности общественных организаций, а также осознанию значимости личного участия и личной ответственности в решении социальных проблем.

Подобный воспитательный эффект во многом обусловлен спецификой СО как формата практико-ориентированного обучения в социально значимых проектах. Учение через участие предполагает, что учащиеся берут на себя ответственность за выполнение конкретных задач в реальных проектах такого рода. Включение в реальную деятельность и реальные социальные взаимодействия дополняется постепенным усложнением решаемых учебно-практических задач и постоянным расширением зоны и меры ответственности учащихся. Что вносит определённый вклад в формирование личных качеств и ценностных установок в отношении коллективно осуществляемых действий. 

Вовлечение в СО

Разумеется, у формата СО, если мы говорим о нём как специфическом инструменте социализации (как в плане формирования гражданской позиции, так и в плане включения в практическую деятельность), есть свои ограничения. Потенциал педагогического / социализирующего воздействия здесь напрямую связан с требованием добровольного участия в учебных курсах (проектах) СО. Из этого следует главное ограничение: такими проектами невозможно охватить всех учащихся учебного заведения. Преодолеть его позволяет дифференцированный подход к вовлечению учащихся, учитывающий их индивидуальные запросы и ожидания в отношении времени занятости, форм и объекта проектных инициатив, а также широкий спектр личных и профессионально ориентированных интересов.

Модель университета Аугсбург (Германия)

Одним из вариантов такой системы является модель СО университета Аугсбург, предполагающая несколько уровней участия (существует начиная час 2009/2010 годов):

1. Обязательное для всех студентов участие в «социальном дне», предполагающем ознакомительную работу в рамках одного (по выбору) из социальных проектов городского добровольческого центра (в домах престарелых, в центрах досуга и детских дошкольных учреждениях).

2. Участие (в объёме 40 часов) в одном из социальных проектов в рамках программы «Do it». Решение об участии в программе принимается после большого вводного установочного мероприятия. На заключительном мероприятии студенты представляют проект, в котором они принимали участие, и проводится рефлексия полученного опыта (с точки зрения значимости для личного развития, для дальнейшего обучения или будущей профессиональной деятельности). По итогам студенты получают сертификат об участии.

3. Для всех специальностей, где участие в социальных проектах соответствует содержанию учебных планов, в рамках проектных семинаров предлагается семестровый семинар «Социальное предпринимательство: мать Тереза встречает Билла Гейтса». В рамках семинара студенты совместно с местными некоммерческими организациями разрабатывают «прототипные» решения для актуальных социальных проблем. Наряду с рефлексией практического опыта, в теоретической фазе семинара студенты на основе методов одной или нескольких дисциплин анализируют проблематику и тематику проекта. В зависимости от объёма выполняемой работы студенты могут получить от 4 до 12 зачётных единиц («кредитов»).

4. Участие в проектах продолжительностью более 1го семестра, в которых студенты не только анализируют проблемные ситуации и прорабатывают решения, но и работают в более ответственных позициях, а также в качестве организаторов и администраторов проектов. Аккредитация происходит в виде получения специализации или дополнительной (к основной) квалификации.

Таким образом, обязательным в этой модели является только участие в «ознакомительном» однодневном мероприятии первого уровня. Добровольность участия на последующих уровнях, а также возможность выбора и проявления инициативы (идеи проектов и решений) создают дополнительную мотивацию и содействуют вовлечению учащихся в проекты СО.

Отмечу, что механизмы вовлечения-мотивации должны и могут выстраиваться не только с учётом интересов и предпочтений учащихся. В зависимости от специфики образовательной программы должны быть задействованы подходы, учитывающие основные её цели и задачи. На уровне профессионального обучения и подготовки имеет смысл привлекать в качестве партнёров проектов СО представителей сфер профессиональной практики (в зависимости от профиля учащихся). Так, в университете Аугсбург в качестве важного элемента описанной инициативы рассматривается курс повышения квалификации для менеджеров региона, которые выступают кураторами социальных проектов и проводят коуч-сессии, что также повышает ценность участия в проектах для студентов.







Выражаясь абстрактно, продумывая и запуская проект СО необходимо размышлять и стремиться повышать «ценность» для всех участников проекта: педагогической команды, адресатов / партнёров и учащихся.





Комментариев нет:

Отправить комментарий