Дистанционный курс «Куратор содержания» (1) : инсталляция в курс

Этот пост с небольшой претензией. Хочу попытаться дать «образчик» (с опорой на рефлексию моего понимания и видения) того, как может реализовываться функция курирования теми, кто работает в режиме организации и сопровождения курсов. Один из таких образцов дал Константин Бугайчук, который сработал в режиме скаффолдинга (помощи одних более «продвинутых» соучастников тем, кто имеет огромное желание догнать и перегнать). Насколько претензия была оправдана, оставляю судить читателям, то есть Вам.


На этой неделе все мы прошли через различные, но свои, зоны ближайшего развития, кто-то через «запроектированные» автором, кто-то через самоинициированные. Ключевым событием недели стал не столько запуск курса, сколько знакомство с Twitter, которое сразу же вызвало несколько вопросов (о том, например, как оформить задание-отчёт по нему), до смирных, но настойчивых полупротестов в отношении одной из самых популярных социальных сетей Интернет-Вселенной. Попробую теперь «обсудить» со своими коллегами некоторые пункты и контрапункты произошедшего в асинхронном режиме, разумеется, в ожидании продолжения разговора.


Делай «раз». «О Твиттере бедном замолвите слово»…

1. «Твиттер – это поток неструктурируемой информации» (Елена Смутнева). Попробую противоречить: хэштеги – это как раз инструмент структурирования этого потока, и очень работоспособный, настолько, что вокруг этого инструмента появилась целая индустрия приложений (тех самых, которые позволяют, по выражению Елены, «минимизировать хаотичность твиттера»). Однако хаос на то и хаос, что он имеет свойство заполнять всё предоставленное ему пространство. Хорошим подтверждением тому стала моя колонка по хэштэгу #qr8-13. Мера порядка, задаваемая им, быстро была разрушена твиттами коллег, имеющим своё представление о том, чем стоит делиться с «сетью» курса. Если подходить к вопросу чисто гуманитарно, есть способ сдвинуть упорядочивание на уровень вниз. Это поиск через хэштеги + некоторые ключевые слова (то есть слова и фразы в тексте самих твитов). Проверено: в курсе Ивана Травкина #CEOW13 это срабатывало, если коллеги по курсу добавляли к тегу номер вопроса, на который они отвечали. Во всех других случаях мы можем просто продумывать ключевые слова, которые должны быть упомянуты в твитах или заголовках материалов, которые «репостятся» через Твиттер.

 2. И приложения и различные «лайфхаки», позволяющие Вам искать в Твиттере, очень важны и нужны, если Вы понимате, зачем осуществлять этот поиск. Основной вывод из моего личного опыта: Твиттер позволяет быстрее, чем стандартные поисковики найти людей интересующихся, специализирующихся и имеющих вес в Вашей теме. Как заметил Владимир Кухаренко, «самое главное в Твиттере - список интересных людей». С этим трудно спорить. Твиттер это хороший инструмент для тех, кто понимает нюансы старой поговорки «скажи мне, кто твой друг». Иными словами, он позволяет через людей искать других людей (алгоритм примерно такой: ищу тех, за кем следовать – анализирую их сеть, в том числе через «содержательное» сканировании – провожу тест-драйв кандидатов, достойных следования за ними). Главное здесь искать тех, чтение чьих материалов побуждает Вас думать и размышлять (это главный, если не единственный, критерий отбора).

3. Владислав Величко:  «Twitter по-прежнему остается загадкой… Все не возможно перечитать, попадается интересное сообщение, прочел, подписался, а через несколько сообщений попадаешь на ерунду (прошу прощение за слово)». Претензия обоснованная. В этом плане я всегда разделяю праведный гнев тех, кто ругает свои контакты за поздравления с масленицей в основной ветке форума или сообщества. Утрирую, конечно, но Твиттер в силу своей массовости может многократно усугублять слабость людей к ненавязчивой болтовне. Культура Твиттера начинается именно с соблюдения «чистоты» твиттов. Это не брюзжание зануды средних лет. Это, как минимум, требование, которое необходимо соблюдать для того, чтобы со временем перейти к аналитике метрик Вашего профиля в Твиттере.

4. Поясню последний тезис на примере. Самым, что нзывается «без изысков», способом использовать Твиттер в курировании является превращение его в «эхо» Вашего персонального ресурса (блога и т.д.). В этом случае показатель количества ретвитов может служить Вам индикатором «востребованности» Ваших материалов аудиторией. Безусловно, если среди твитов Вашей ленты имеются «случайные», то про такую элементарную логику анализа можно забыть. Разумеется, это далеко не все требования. Сюда можно, на вскидку, отнести и «зрелость» Вашей сети, то есть насколько «плотные» отношения у Вас с аудиторией и насколько эти отношения укладываются в курируемую тематику.

5. Плюс к этому «чистота» наполнения Вашего профиля сможет играть на Вас при использовании стратегии «зеркалирования» контента для поиска сетевых коллег («Интересное надо ретвитить, тогда оно у Вас остается навсегда»):

«Самое интересное происходит по мере того, как социальная сеть начинает «присматриваться» к нам. Анализируя отраженный в профайле опыт и определяя текущие интересы, она автоматически строит предполагаемую зону ближайшего развития, а ее рекомендательная система подыскивает пользователей и информационные ресурсы, которые помогут нам пройти через эту зону ради новых достижений. Мой любимый пример — функция «Similar to you» («похожие на Вас») в Twitter. Аналогичные функции есть и у Facebook». 

Делай «два»…

Общий итог недели: «пилотный» курс по теме курирования содержания стартовал. Как показывает знакомство с отчётами участников, первый опыт, в массе своей, позитивный. Это очень важно! Пока я вижу, что курс именно «открытый»: все готовы к экспериментам и развивать свою практику. Не знаю, как Вам, а мне это придаёт сил. Обозначилось «ядро» активных участников. Это те, что смогли определиться с тематикой для курирования и сделать шаг по «достраиванию» своих информационных сред новыми инструментами.

Самое интересное, что вопросы содержания практики курирования содержания (:-) приобретают вполне утилитарное звучание. И многие пытаются ставить вопрос о том, как выстраивается  деятельность куратора в целом. Сюда попадают и обсуждения вопроса о «целях куратора» (см. форум) и попытки простроить представление о процессе этой деятельности (в том числе о её начальных условиях и шагах, В.В. Аннеков: «сначала надо найти надежный алгоритм сбора контента»).  В этом плане выделяется «впередипаровозный» пост Валерия Давыдова (насколько я, заочно, знаком с Валерием это свойство его натуры идти на шаг впереди: ещё до запуска курса в группе #UkrEl11 он стал давать ссылки на «дополнительные материалы» к нему). Этот пост, кстати, на мой взгляд, также является образцом одного из вариантов курирования в учебных курсах (обобщение высказываний участников по конкретному вопросу + анализ ситуации «с минусом» + обобщающая выкладка автора + предложения с учётом этих выкладок).

Иными словами, мне, как обозвавшемуся ответственным за тему «методы курирования», особенно импонируют все попытки  дополнить содержание курса как техническими деталями, так и обобщающими (дополнительными) материалами. А в целом, радует, что участники не пренебрегают малейшей возможностью попробовать что-либо новое, а также по мере сил и возможностей поддерживают друг друга.

Надеюсь, что такой рабочий настрой будет набирать обороты!

3 комментария:

  1. На неделе № 2 придется притормозить, так как с первого взгляда чувствуется огромны диссонанс между информационным материалом и заданиями

    ОтветитьУдалить
  2. И в чем заключается этот диссонанс?

    ОтветитьУдалить
  3. Константин, не "тормозите", пожалуйста, у Вас очень важная роль в группе. Спасибо Владимиру, что ее обозначил в этой статье.

    ОтветитьУдалить