Открытость лишней не бывает

Этот блог будет посвящён отнюдь не проблемам современной педагогики, дидактики или какой-нибудь там андрогогики. Именно поэтому вынесенный в его название термин «открытое обучение», снабжён маркером «p2p». Наверное, единственная наука, представители которой смогут помочь нам в уяснении существенных моментов этой темы будет социология. Точнее той её части, что рассматривает Интернет-технологии в их приложении к жизни людей. Вряд ли мне удастся избежать обращения к отдельными концепциям или «вкусным» конструкциям иного рода. Но одно могу обещать. Буду смотреть на них, как на идеи, которые, так или иначе, применимы к реалиям современных социальных практик, активно использующих информационные технологии. Что это будут за идеи? Что собой представляют эти социальные практики и технологии? С этими вопросами будем разбираться по ходу.

Итак, начинаем по порядку. Разберёмся с понятием «открытое обучение». Наверное, было бы уместно порассуждать, почему именно обучение, а не образование. (Как мне представляется, большинство авторов, за редким исключением, использует термин «образование» в сочетании с эпитетом «открытое» по двум причинам: либо хотят подчеркнуть масштабность того, о чём говорят, либо не делают принципиальных различий между образованием и обучением (хотя, как по мне, делать это следует)). Часть постов в этом блоге, разумеется, будет посвящена влиянию Интернет на трансформацию образовательных систем. Но мне, как автору, в этом случае, хотелось бы обращать внимание лишь на общие тенденции. Те, которые несут в себе определённые эффекты с точки зрения возможностей для обучения, то есть приобретения человеком знаний, умений, навыков, помогающих в повседневной жизни или, что более значимо, в профессиональной деятельности.
Начать хотя бы с того, что именно Интернет делает и образование, и обучение открытыми. Но не совсем в том смысле, который вкладывают в него представители «дистанционного» обучения. Для них открытость это, прежде всего, доступность из любого («удобного») места, в любое («удобное») время. Да, это существенно. Но только в том случае, если мы смотрим на Интернет-технологии, как на ядро вполне определённой организационной или, лучше сказать, бизнес-модели обучения, получившей название «открытый университет». Следует понимать, что это лишь одна грань доступности, и определять её как открытость, следует с оговорками.
Принцип открытости предполагает доступность иного рода. Например, так как его понимают Джимми Уэйлс и Ричард Баранюк, основатели «Wikipedia» и «Connexions», двух самых больших в мире медиаплатформ с открытым доступом. Самое очевидное - и в этих системах, и в том, что предполагает открытость - это бесплатность доступа к ресурсам. Но и это ещё не всё. «Самое увлекательное в открытом образовании то, что бесплатный доступ — это только начало. Открытое образование обещает преобразовать сегодняшнее производство учебной литературы в объемную динамическую экосистему знаний, которая находится в процессе непрерывного создания, использования и совершенствования». Пожалуй, это главное: Интернет даёт возможность оперативно пополнять, обновлять и актуализировать содержание учебных материалов. Именно на этом основаны «Wikipedia» и «Connexions»: «каждый, где бы он ни находился, может писать, составлять, адаптировать и публиковать свои собственные курсы или учебные пособия».
Разумеется, за этими тезисами стоит определённая идеологемма. «Каждый может чему-нибудь научить другого. Каждому есть чему учиться. Вместе мы можем изменить путь развития мира, способы распространения и использования знаний». Конечно, в реальности всё далеко не так просто и однозначно. Не будем забывать, что реализация любой идеи имеет массу ограничений. Но сейчас не об этом. 
Для меня очевидно лишь одно: Интернет постоянно движется в сторону всё большей «открытости». Во всех смыслах. Свидетельство тому и Web 2.0, с его пользовательским контентом, и активно развивающиеся пиринговые («Peer to Peer», p2p) сети - сообщества по бесплатному взаимообмену через Интернет различными информационными продуктами - программами, аудио- и видеозаписями. Wiki, p2p – это технологии, развитие которых двигает Интернет к тому, чем задумывали его создатели. (Хотя на этом пути было и есть множество «но», сохраняющих для него альтернативу вселенской помойки). Пространство кооперации и партнёрства, где Сеть (её инфраструктура и сервисы) лишь посредник во взаимодействии людей, НА РАВНЫХ участвующих в создании и использовании технологических и содержательных ресурсов этой самой Сети. 

Это и есть ключевой принцип p2p-движения, ознаменовавшего новый шаг в децентрализации Интернета, его переход на новую ступень открытости. И эта открытость даёт каждому пользователю новые возможности: для общения, для работы, для обучения…
После такого (может быть, не нового и от того не столь громкого) я просто обязан сделать небольшой экскурс в то, что же такое «p2p» (как принцип и как направление в развитии Интернет-технологий). Пожалуй, следующий пост будет именно об этом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий